Опубликовано Оставить комментарий

Аграфия

Аграфия представляет собой нервное заболевание при котором человек теряет способность писать. Аграфия является признаком очагового поражения средней лобной извилины, которая нередко сочетается с моторной афазией.

История Аграфии

Альберт Питрес — автор первого клинического отчета о чистой аграфии
Альберт Питрес — автор первого клинического отчета о чистой аграфии

Первое упоминание такого заболевания как аграфия было, вероятно, зафиксировано в далеком 1553 году. Английский дипломат и судья, по имени Томас Уилсон в своей книге «Искусство риторики» описал симптомы, которые по всем своим признакам сегодня называются приобретенной аграфией. Это заболевание является достаточно «свежим», так как его углубленное изучение началось во второй половине XIX века. Потеря способности производить письменную речь привлекла клиническое внимание, когда идеи о локализации в мозгу повлияли на исследования диссоциации между письменной и устной речью, а также чтением и письмом. Труды французкого врача, анатома и антрополога Поль Брока по изучению лобной части головного мозга дали свои плоды. В частности его изучения афазии (неспособность понимать и формулировать речь) дали понять, что нарушения формулирования речи связаны именно с поражением лобной доли головного мозга. Следовательно и причины аграфии могут находиться где-то недалеко.

Стоит так же отметить, что в истории этого нервного недуга было полно разногласий. Некоторые клиницисты в 1850-х годах придерживались мнения, что при нарушееиях письма, речи и чтения виновник только один. К таким ученым можно отнести Арманда Труссо и Джона Хьюлингса Джексона. С другой стороны, французский психиатр, Луи-Виктор Марсе утверждал обратное. Он заметил, что у многих пациентов с языковыми расстройствами нарушается как речь так и письмо. Главным доводом утверждения являлось именно восстановление. Восстановление письменного и устного языка далеко не всегда происходило одновременно. Это позволяло сделать вывод, что данные способы выражения являются независимыми.

В 1867 году Уильям Огл сделал несколько ключевых наблюдений о паттернах диссоциации, обнаруживаемых в письменной и устной речи. Он продемонстрировал, что некоторые пациенты с нарушениями письма могли копировать написанные буквы, но с трудом складывали буквы в слова. Огл знал, что афазия и аграфия часто возникают вместе. В то же время он подтвердил, что нарушение двух разных типов речи (разговорной и письменной) может различаться по типу и степени тяжести. Уильям Огл ввел понятие Аграфия. Его работы помогли добиться успехов в понимании расстройства письма, но документально зафиксированных случаев заболевания чистой аграфией на тот момент не было.

Первое упоминание о чистой аграфии было зафиксировано только спустя 20 лет. Французский нервопатолог Альберт Питрес в 1884 году опубликовал клинический отчет о чистом заболевании.Модели чтения и письма Питреса состояли из трех основных компонентов: зрительного (память на буквы и то, как буквы складываются в слоги и слова), слухового (память на звуки каждой буквы) и моторного письма (моторно-графическая память на слова). Он предложил следующие классификации аграфии :

  1. Аграфия словесной слепоты : неспособность копировать модель, но человек может писать спонтанно и под диктовку.
  2. Аграфия словесной глухоты : неспособность писать под диктовку, но человек может копировать образец и писать спонтанно.
  3. Моторная аграфия : нет способности писать, но человек может произносить буквы.

Питрес сказал, что при афазии интеллект не нарушается систематически и это является одним из важнейших отличий. В дальнейшем исследования были сосредоточены в первую очередь на афазиологии у пациентов с поражениями в результате нарушений мозгового кровообращения.

Причины Аграфии

Причин возникновения такого заболевания как аграфия может быть достаточно много. В большинстве случаев это сопутствующие недуги и заболевания. К таковым можно отнести черепно-мозговые травмы, злокачественные новообразования, инсульты, поражения инфекциями и множество других недугов. Тут необходимо понимать такую вещь, что со способностью человеком писать связано 12 областей головного мозга.

Четыре отдельные функциональные области:

  1. левая верхняя лобная область;
  2. левая верхняя теменная область;
  3. основная моторная кора;
  4. соматосенсорная кора;

Левая верхняя лобная область состоит из средней лобной извилины и верхней лобной борозды. Верхняя левая теменная область состоит из нижней теменной дольки, верхней теменной дольки и внутритеменной борозды. Восемь других областей считаются ассоциативными:

  1. правая передняя часть мозжечка;
  2. левое заднее ядро ​​таламуса;
  3. левая нижняя лобная извилина;
  4. правая задняя часть мозжечка;
  5. правая верхняя лобная кора;
  6. правая нижняя теменная долька;
  7. левая веретенообразная извилина;
  8. левая скорлупа

Конкретный тип аграфии в результате повреждения головного мозга будет зависеть от того, какая область мозга была повреждена. Вы только представьте какое число заболеваний может вызывать повреждения этих участков головного мозга.

Фонологическая аграфия связана с повреждением областей мозга, участвующих в процессах фонологической обработки (произнесение слов). В частности имеется ввиду языковые области вокруг сильвиевой борозды. Примерами таких участков являются зона Брока, зона Вернике и супрамаргинальная извилина.

Лексическая аграфия связана с поражением левой угловой извилины и/или задней височной коры. Повреждение, как правило, сзади и ниже перисильвиевых языковых областей.

Глубокая аграфия включает повреждение тех же областей мозга, что и лексическая аграфия, а также некоторое повреждение перисильвийских языковых областей. Более обширное поражение левого полушария может привести к глобальной аграфии.

Синдром Герстмана обусловлен поражением доминирующей (чаще левой) теменной доли. В этом случае обычно страдает угловая извилина.

Апраксическая аграфия с идеомоторной апраксией обычно вызывается повреждением верхней теменной доли (где хранятся графомоторные планы) или премоторной коры (где планы преобразуются в моторные команды). Кроме того, у некоторых людей с поражениями мозжечка (чаще всего связанными с неапрактической двигательной дисфункцией) развивается апраксическая аграфия. Апраксическая аграфия без идеомоторной апраксии может быть вызвана повреждением любой из теменных долей, доминантной лобной доли или доминантного таламуса.

Зрительно-пространственная аграфия обычно имеет патологию правого полушария. Повреждение правой лобной области мозга может вызвать больше двигательных дефектов, тогда как повреждение задней части правого полушария приводит преимущественно к пространственным дефектам письма.

Лечение болезни Аграфия

Лечение заболевания Аграфия методом изучения букв
Лечение заболевания Аграфия методом изучения букв

Полное излечение от аграфии напрямую пока не осуществимо. Сегодня лечащими врачами практикуется управление заболеванием. Оно заключается в восстановлении некоторых способностей пациента в письме.

Для лечения фонологической аграфии людей учат запоминать ключевые слова, такие как знакомое имя или объект, которые затем могут помочь им сформировать графему для этой фонемы . Управление аллографической аграфией может быть таким же простым, как наличие карточек с алфавитом, чтобы человек мог разборчиво писать, копируя правильные формы букв. Существует несколько методов реабилитации при апраксической аграфии. Если у человека значительно лучше контроль рук и движение при наборе текста, чем при письме от руки, то он может использовать технологические устройства. Написание текстовых сообщений и набор текста не требуют тех же технических движений как при письме. Для этих технологических приемов требуется только пространственное расположение пальцев для набора. Если навыки копирования сохранены у человека с апраксической аграфией, повторное копирование может помочь перейти от преднамеренных и контролируемых движений рук, характерных для апраксической аграфии, к более автоматизированному контролю.

Микрография — это состояние, которое может возникать при развитии других заболеваний. В пример можно привести болезнь Паркинсона из-за которой почерк становится неразборчивым из-за мелкого письма. Для некоторых людей простая голосовая команда написать больше решает проблему.

Кроме всех вышеперечисленных методов могут применяться следующие:

Обработка анаграммы и копирования  использует расположение составляющих букв целевых слов, а затем повторное копирование целевого слова. Целевые слова, которые важны в жизни человека, подчеркиваются, потому что люди с глубокой или глобальной аграфией обычно не имеют такой же памяти на слова, как другие пациенты с другими видами аграфии.  Письмо может быть даже более важным для этих людей, поскольку оно может служить сигналом разговорной речи. Обработка анаграммы и копирования помогает в этом, облегчая повторное изучение набора лично релевантных письменных слов для использования в общении.

Метод Copy and Recall Treatment (Обработка копирования и отзыва) помогает восстановить способность произносить по буквам определенные слова, которые выучены путем многократного копирования и воспоминания целевых слов. Обработка копирования и отзыва с большей вероятностью будет успешным в лечении лексической аграфии, когда несколько слов тренируются до мастерства, чем когда тренируется большая группа несвязанных слов. Выбранные слова могут быть индивидуализированы для пациента, что делает лечение более персонализированным.

Графический буфер использует обучение определенных слов для улучшения правописания. Иерархии подсказок и метод копирования и воспроизведения определенных слов используются для помещения слов в цикл кратковременной памяти или графемный буфер. Сегментация более длинных слов на более короткие слоги помогает закрепить слова в кратковременной памяти.

Подход к решению проблем используется как метод самокоррекции фонологических ошибок. Человек произносит слово и пытается произнести его по буквам, обычно используя устройство типа электронного словаря, которое указывает правильное написание. Этот метод использует сохраненные буквенно-звуковые соответствия, когда они не повреждены.  Этот подход может улучшить доступ к орфографической памяти, усилить орфографические представления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *