Дислексия (Алексия) является нервным заболеванием, которое выражается потере способности к чтению. Дислексия представляет собой частичные нарушения чтения, в том числе ниже уровня характерного уровня. Алексия, в свою очередь является как полная потеря способности к чтению.
История заболевания дислексия
История такого заболевания как дислексия начинается во второй половине XIX века. Немецкий врач и ведущий клиницист своего времени Адольф Куссмауль в 1877 году ввел термин «Словесная слепота». Термин дислексия был введен чуть позже в 1887 году немецким офтальмологом Рудольфом Берлином. Последний использовал этот термин для описания частичной потери способности читать у взрослого человека. В переводе с греческого этот термин означает «плохая речь» или «трудное слово». Плюс ко всему, Рудольф Берлин использовал этот термин для описания случая маленького мальчика. У него были серьезные проблемы с обучением чтенью и письму, но в остальном он демонстрировал нормальные умственные способности и физическое развитие. Это доказало, что заболевание является отдельным и требует дальнейшего изучения.
Врожденное заболевание
Далее по крупицам собирались знания и общая картина с течением времени проявлялась все яснее. В 1896 году British Medical Journal выпустил статью британского врача Прингл Моргана. Ее название было «Врожденная словесная слепота». Врач описал случай четырнадцатилетнего мальчика, который не умел читать, но проявлял нормальный интелект. Мальчик умел читать и писать все буквы алфавита, но с трудом читал односложные слова. В словах он менял буквы местами и заменял суффиксы на приставки. Проблема очевидна, но названия многозначных чисел он читал достаточно уверено. Этот случай дал понять, что дислексия может быть врожденным заболеванием.
Наследственность
Далее было осуществлены интересные исследования связанные с наследственностью и статистикой. Британский врач Си Джей Томас в начале 1920-х годов представил краткий обзор врожденной словесной слепоты. Он изучил 100 случаев в специализированных школах Англии. В результате выяснилось, что случаи дислексии были более распространенными чем казалось. Кроме того, это заболевание в половине случаев было более чем у одного члена семьи. Томас так же заметил, что мужская часть страдает от этого заболевания в три раза чаще. Его рекомендацией к обучению детей было начать тренироваться с большими деревянными буквами. Изначально изучать буквы и составлять слова, постепенно увеличивая сложность. Это наблюдение дало знание о наследственной составляющей заболевания.
Особенности зрения
Еще одно интересное исследование было осуществлено французским педиатром Клеманом Лоне в 1949 году. Исследование заключалось в прохождении теста на чтение букв слева направо и справа налево. В тесте было 66 букв размером 5 мм и расположенные на расстоянии 5 мм друг от друга. Результат исследования был достаточно занимательным. Выяснилось, что дети без отклонений легче и быстрее читают буквы слева направо. Дети, которые были дислектиками в большинстве случаев читают с одинаковой легкостью и скоростью читают слева направо и наоборот. Кроме того, в 10% случаев дети читали лучше буквы с права налево. Этот опыт объясняет способность зеркального чтения и особенности динамики зрения.
Исследование мозга
В 1994 году группа немецких ученых во главе с Галабурдой исследовали несколько образцов головного мозга. Среди них были пять дислексиков и семь контрольных образцов. В результате было выявлено, что у дислектиков присутствует анатомическая аномалия в слуховом отделе. Кроме этого они измерили площадь поперечного сечения нейронов в медиальных коленчатых ядрах. В результате у группы дислексиков выявлена ассиметрия нейронов. Нейроны левостороннего медиального коленчатого ядра значительно больше у дислексиков. Кроме того мелких нейронов было значительно больше, чем больших. Этот результат говорит о аномалиях в левом полушарии головного мозга.
Причины дислексии
Причины развития дислексии до сих пор изучаются учеными. Следует отметить, что в XXI веке изучению уделяется слишком мало средств. Причиной тому является, вероятно, то, что пациент не теряет трудоспособность и может вполне комфортно жить. Некоторые наработки по этому вопросу все-же имеются. Стоит начать с того, что дислексия может быть либо врожденной, либо приобретенной.
Приобретенная
Приобретенная дислексия является следствием нарушений нормальной работы некоторых отделов головного мозга. В способности к чтению принимают участие достаточно много отделов мозга. У пациентов с дислексией наблюдается меньшая активность в левом полушарии мозга. В частности это нижняя лобная извилина, нижняя теменная долька, а так же средняя и вентральная височная кора. Кроме этого, в чтении принимают участие мозжечек и кора головного мозга.
Достаточно часто, диагноз дислексия ставят детям и подросткам у которых возникают трудности с чтением. В большинстве случаев это происходит из-за отсутствия должного обучения чтению и письму. У подростков недостаточно развиваются синаптические связи между языковвыми центрами. В результате чего возникают подобные трудности, которые в большинстве случаев удается преодолеть.
Еще одной причиной является нарушение работы вышеперечисленных отделов в результате повреждений мозга. Повреждения могут являться результатом болезней или черепно-мозговых травм. Среди болезней способных вызвать подобную проблему присутствуют инсульт, энцефалит, менингит, гипоксия, эпилепсия, ангиомы и опухоли головного мозга.
Врожденная
Кроме всего вышеперечисленного причинами дислексии могут быть врожденные аномалии головного мозга. Этому может способствовать генетическая предрасположенность.
Исследования генетических причин развитися дислексии проводятся до сих пор. Сегодня известно, что аномальные участки формируются у плода приблизительно на 6 месяц внутриутробного развития. Кроме этого, присутствуют аномальные клеточные образования в неязоковых церебральных и подкорковых структурах головного мозга. Генетическая составляющая влияющая на способность к чтению включает DYX1C1 на хромосоме 15, DCDC2 и KIAA0319 на хромосоме 6 и ROBO1 на хромосоме 3. Вышеперечисленные гены участвуют в миграции нейронов головного мозга и по всей видимости являются главной причиной врожденной дислексии. Кроме этого происходит изучение других генов влияющих на развитие дислексии у людей. В их число входит RBFOX2, ABCC13, ZNF385D, COL4A2 и FGF18.
Лечение дислексии
В зависимости от конкретного случая дислексия может поддаваться лечению и нет. На сегодняшний день лечение дислексии у каждого пациента сугубо индивидуальное. Его устанавливает исключительно лечащий врач. Необходимо уделять наибольшее внимание конкретной причине недуга, а не симптомам. Лечение симптомов может не дать положительного эффекта.
Что касается назначаемых методов лечения специалистами, то в основном они носят развивающий и образовательный характер. Большая его часть направлена на устранение слабых мест. Многие программы имеют мультисенсорный дизайн, которые охватывают визуальные, слуховые, кинестетические и тактильные элементы.
В число самых распространенных методов входят:
- Фонология;
- Ассоциация звук-символ;
- Разбор по слогам;
- Морфология;
- Синтаксис;
- Семантика
- Систематика;
Фонология подразумевает изучение звуковой структуры устной речи. Занятия включают придумывание рифм к словам, подсчет слов в устном предложении и подача звукового сигнала при окончании слога слова.
Ассоциация звук-символ подразумевает определение печатного символа по звуку. Например преподаватель произносит звук, а обучаемый набирает текст или показывает большую модель буквы.
Разбор по слогам подразумевает разделение слова на слога и наоборот. Например предлагается большое слово, которое необходимо разделить на слога. После завершения разбора из этих слогов собирают меньшие слова.
Морфология представляет собой разбор слов на морфемы(корень, приставка, суффикс). Затем в обратном порядке – формирование слова из морфем.
Синтаксис является формой обучения, которая определяет порядок слов в предложении. Обучаемый читает предложение и определяет порядок слов или собирает предложение из предложенных слов.
Семантика представляет собой разбор значения слов и применимость их в предложении. В предложении пропущено слово и необходимо вставить слово по значению из нескольких предложенных.
Систематика представляет собой организацию материала, которая следует логической цепочке. Например, есть рассказ из нескольких перепутанных предложений. Ученик должен сформировать предложения, чтобы получилось логически выстроенная цепочка.
Кроме вышеперечисленных методов существет еще кумулятивный, основанный на применении комбинации всех вышеперечисленных методов.